Какие приемы публичных выступлений используют
в своей речи герои
известных мелодрам

Чек-лист оценки выступлений
Учимся выступать на примерах
персонажей из фильмов
Дата публикации:
14 февраля
Время чтения:
10 минут
приемы
подборка
Отрывок из к/ф «Безумно влюбленный» 1981 г.
Сабина Алиева,
тренер
Осторожно, возможны спойлеры!
Публичные выступления — это не всегда про выход на сцену и большие конференции. Герои фильмов тоже часто используют приемы публичных выступлений в привычных ситуациях — например, когда признаются в любви.
Барнаба договаривается о свидании с Анжелой
Безумно влюбленный
Аспект выступления: контент
Прием: эффект обманутого ожидания
В публичных выступлениях часто используется эффект обманутого ожидания. Этот прием работает так: сначала мы подталкиваем аудиторию к очевидному ответу, а затем разрушаем сформированное ожидание. Это приводит к удивлению и смеху. Прием стоит использовать, если ситуация знакома большинству людей или конкретной группе — в этом случае слушатели смогут выстроить цепочку событий: если сделать А, то будет Б.
Во время выступления вам необходимо сначала погрузить аудиторию в контекст, чтобы они представили ситуацию, а уже после этого рассказать что-то, что не вписывается в контекст истории.
Прием показан во фрагменте, где герои договариваются о времени свидания. Сцена вызывает у нас эмоции, потому что Барнаба ведет себя нерационально и абсурдно — например, он перечисляет других девушек, с которыми тоже назначил свидания. Чем больше девушек он называет, тем выше уровень абсурда. Кульминацией становится момент, когда главный герой спрашивает:
— Свободна в понедельник в пять?
— Да!
— Жаль, я занят!
Мы подготовили подборку эпизодов из всем знакомых мелодрам, в которых герои используют инструменты публичных выступлений.
Отрывок из к/ф «Дневник Бриджит Джонс» 2001 г.
Признание в любви
Дневник Бриджит Джонс
Аспект выступления: контент
Прием: сочетание рационального и эмоционального
  • добавит динамики выступлению,
  • поможет удерживать внимание зрителей,
  • сделает выступление ярким и запоминающимся.
Чтобы использовать прием в публичном выступлении, попробуйте назвать тезис и обосновать его с разных сторон. Например, тезис «Я люблю свою работу» можно обосновать как с рациональной стороны — работа высоко оплачивается, так и с эмоциональной — я работаю с людьми, и мне нравится помогать им.
 — Несмотря на это все ты мне нравишься. Такая, какая есть!
Чтобы вызвать эмоции у аудитории, сочетайте в выступлении эмоциональное с рациональным. Такой прием:
Когда Бриджит заявляет, что часто чувствует себя дурой, герой Колина Ферта соглашается с этим замечанием и тезисно перечисляет неловкие ситуации с участием героини. Вывод, который мы ждем от героя — подтверждение факта, что Бриджит ведет себя глупо. Однако вместо этого герой сообщает, что Бриджит ему нравится несмотря на все глупые ситуации, в которые она попадает:
Отрывок из к/ф «Последний отпуск» 2006 г.
Монолог главной героини на праздничном ужине
Последний отпуск
Аспект выступления: взаимодействие с аудиторией
Прием: отсылка к общему опыту
Важно найти общие моменты со слушателями. Для этого можно использовать какие-то клишированные ситуации — например, какие-то знакомые всем истории из университета или школы: «У всех же в университете был такой преподаватель, который наотрез отказывался ставить зачет?»
Иногда спикеры ссылаются на общий опыт, чтобы расположить к себе аудиторию. Когда вы отсылаете к какой-то ситуации, которая знакома всем в зале, это вызывает эмоции и доверие — слушатели понимают, что спикер с ними на одной волне, так как пережил похожие ситуации.
Главная героиня произносит фразу, в которой каждый из слушателей может себя узнать: «Бывает, опускаешь голову и спешишь, спешишь, спешишь! А потом думаешь: как я тут очутился?» Обратите внимание, что сидящие за столом даже кивают в ответ, узнавая себя.
Отрывок из к/ф «Титаник» 1997 г.
Речь Джека
Титаник
Аспект выступления: контент
Прием: структура хрия
Структура хрия используется, когда нам необходимо аргументировать свою позицию и отработать возражения — например, обосновать руководителю, чем хороша наша идея и почему ее стоит взять в работу.
  1. Вначале герой обозначает тезис, когда говорит, что бродячий образ жизни для него привлекателен.
  2. Затем он приводит первый аргумент: «Видите ли, все, что мне нужно — у меня есть. Воздух, чтобы дышать, и папка с листами бумаги».
  3. Второй аргумент Джека в том, что бродячий образ жизни может дать подарки, на которые ты не рассчитывал.
  4. В классической структуре Хрия после второго аргумента приводится антитезис. У Джека его нет — он сразу переходит к заключению, в котором возвращается к общечеловеческим ценностям: «Мне кажется, жизнь — это дар, и это надо ценить. Невозможно угадать, что будет с тобой завтра. Жизнь нужно принимать такой, какая она есть. Важен каждый прожитый день».
В выступлении необходимо сначала установить доверие
со слушателями, а затем обозначить тезис и приводить аргументы. Важно, чтобы каждый последующий аргумент был сильнее предыдущего, чтобы нарастить внимание аудитории. После аргументации приводится объективный и эмоциональный антитезис — в нем полезно приводить статистику. Далее можно переходить к заключению.
Во время застолья Джек сталкивается с неприятным вопросом про его образ жизни. В своем ответе герой выстраивает монолог от ценности жизни, так как она одинаково важна и для него, 
и для сидящих за столом. Для аргументации своей позиции Джек использует структуру хрию.
Отрывок из к/ф «До встречи с тобой» 2016 г.
Письмо главного героя
До встречи с тобой
Аспект выступления: контент
Прием: простой первый шаг
Чтобы придумать первый шаг, спросите себя, что аудитория может сделать прямо во время выступления, чтобы начать путь к цели. Например, предложите слушателям подписаться на Telegram-канал или поставить будильник.
Главный герой предлагает сиделке зайти в парфюмерный магазин и попробовать духи. Он подробно рассказывает, как туда дойти и какой аромат ей подойдет. Цель этого письма — вдохновить героиню жить полной жизнью и получать от нее удовольствие. Покупка духов — первый шаг к началу свободной жизни, где есть место удовольствию и счастью.
Любое выступление ведет к действию, поэтому важно обозначить его цель. Чтобы привести аудиторию к цели, мы предлагаем ей выполнить простой первый шаг. Он должен быть простым, чтобы слушателям не пришлось прилагать больших усилий, и быстрым, чтобы действие не растягивалось — тогда у аудитории будет мотивация дальше идти к цели.
Отрывок из к/ф «Притворись моей женой» 2011 г.
Идеальная свадьба
Притворись моей женой
Аспект выступления: подача
Прием: зрительный контакт
Чтобы реализовать этот прием в выступлении, переводите взгляд с одного зрителя на другого: говорите конкретному слушателю в течение нескольких секунд, а затем обращайтесь к следующему и так далее.
В сцене сделан акцент на зрительном контакте между героями. Когда герой разговаривает с возлюбленной, он не сводит с нее глаз, чем показывает серьезность своих намерений.
В публичных выступлениях зрительный контакт позволяет удерживать внимание аудитории. Когда спикер переводит взгляд с одного слушателя на другого, у каждого в зале создается ощущение, что выступающий обращается к нему лично.
Отрывок из к/ф «Амели» 2001 г.
Речь пожилого господина
Амели
Аспект выступления: контент
Прием: метафора
Чтобы использовать метафору, подумайте, какое ощущение вы хотите передать в выступлении — например, ощущение радости или ожидания. Далее порассуждайте, какие вещи и предметы вызывают у вас эти ощущения. Например, чувство ярости может быть похоже на бурю или шторм. Убедитесь, что метафора будет знакома вашей аудитории.
Прием метафора помогает донести мысль до слушателей на понятном для них языке. Инструмент создает образ в голове слушателей, благодаря чему выступление воспринимается более ярким и лучше запоминается.
Пожилой господин хочет подтолкнуть Амели к действию. В речи он использует метафору: «Ваши кости не стеклянные — для вас столкновение с жизнью не опасно». Главной героине страшно быть в контакте с реальностью, поэтому формулировка, которую использует мужчина, вызывает у Амели сильные эмоции.
Смотрите также

Разбор трех лучших питчинг-выступлений в России

Четыре аспекта, которые помогут сделать выступление живым

Разработка гайдов, обучение и подписка на подготовку публичных выступлений

Самопрезентация — это не минута славы, а инструмент, чтобы установить контакт со слушателями и завоевать их доверие