Зачем и как
общаться с залом
приемы
Внутри статьи — с десяток приемов для активного и пассивного взаимодействия с аудиторией.
25 февраля
Время чтения: 9 минут
Есть два или три десятка приемов взаимодействия с аудиторией, но для умелого общения с залом просто знать приемы недостаточно. Важно также понимать, когда какой прием уместно использовать, а главное — для чего. Именно это понимание я и помогу вам сформировать.

Автор — Степан калашников, тренер

Зачем общаться с залом

Общение с залом — это инструмент для определенных задач. Оно помогает вовлечь аудиторию, установить с ней контакт, заострить или вернуть ее внимание. Использовать приемы взаимодействия с аудиторией нужно, чтобы не терять связь, а не ради самого общения.
Прежде чем описать приемы, объясню, каким бывает взаимодействие.
Как общаться: активно или пассивно
Общение с залом бывает активным и пассивным.

Активное общение — это когда аудитория что-то делает или говорит. Для этого спикер обращается к ней с просьбой или за ответом.

Пассивное общение — это когда аудитория над чем-то размышляет, например, после риторического вопроса или ситуации из жизни спикера.

При этом активное общение подходит не всегда. В зале бывает разное настроение: часть аудитории расположена к общению, часть — нет. А еще есть люди, которым активное взаимодействие не нравится по определению. Именно поэтому при выборе конкретного приема важно понимать, какой способ общения уместнее: активный или пассивный.

Давайте объясню на примерах.

Активное общение: если зал заскучал

Активное общение помогает разогнать скуку. Взгляды в смартфоны, перешептывание, отсутствие зрительного контакта или реакции зала не перекрыть призывами к размышлению.

Чаще всего такое общение нужно планировать. Например, если выступление будет в конце мероприятия и аудитория, скорее всего, успеет потерять концентрацию. Или когда спикер понимает, что через несколько минут интерес к его выступлению начнет снижаться. Если что-то из этого ваш случай, переключите канал восприятия или смените деятельность.
Переключить канал восприятия
Обычно аудитория устает воспринимать информацию после череды выступлений. Когда спикеров много, а управлять речью может не каждый, все выступления сливаются в одно. В итоге последнего спикера слушают уже не так внимательно, как первого. Чтобы снова добиться внимания аудитории, включите ей на время аудио- или видеозапись.
Менеджер «Комитета» Денис Ширяев выступал с рассказом о нейросетях и предложил послушать, как такая нейросеть делает заказ по телефону
Сменить деятельность зала
Аудитория может устать только сидеть и слушать. Именно в такой ситуации в зале начинают доставать смартфоны и перешептываться друг с другом — это помогает отвлечься. Чтобы аудитория не отвлеклась, нарушьте ее привычную деятельность, например, попросите встать или дружно что-нибудь произнести. В общем, пригласите поучаствовать в эксперименте.
Радислав Гандапас разбирал тему успеха и предложил залу встать, чтобы объяснить, чем успешные люди отличаются от неуспешных
Максим Дорофеев рассказывал об особенностях мышления и попросил зал сначала запомнить и перечислить цифры, а затем сложить их. И все это — хором
Сменить свою деятельность
Аудитория может заскучать и во время выступления. Например, потому что уже догадалась, что будет дальше, или из-за слишком сложной темы, в которой не разобраться без глубокого погружения. Если чувствуете, что такое может произойти на вашем выступлении, разбавьте обычное повествование чем-нибудь еще.
Искусствовед Михаил Казиник через 10 минут разговора о музыке сел за пианино и сыграл токкату и фугу ре минор Баха, которая знакома почти всем
Иногда приходится импровизировать. Например, когда зал вдруг устал задолго до конца мероприятия. Что-то может пойти не так и во время выступления, даже если спикер проанализировал аудиторию и установил с ней контакт. В первом случае я советую предложить залу тему на выбор. Во втором случае можно задать аудитории вопрос.
Предложить тему на выбор
Аудитория может устать на середине мероприятия, когда вы этого совсем не ожидали, — хотя бы уже потому, что сильно проголодалась. Чтобы взбодрить неожиданно утомившийся зал, подготовьте про запас сразу два варианта выступления — обычное и более активное — и предоставьте выбор.
Радислав Гандапас выступал перед обедом и заметил, что аудитория подустала. Поэтому он предложил или послушать его, или сыграть в игру
Задать вопрос
Еще аудитория может быть просто не разогрета. В такой ситуации задайте вопрос по теме, например, перед следующей частью выступления. Диалог расшевелит зал.
Радислав Гандапас выступал перед обедом и заметил, что аудитория подустала. Поэтому он предложил или послушать его, или сыграть в игру

Пассивное общение: чтобы вовлечь аудиторию

Пассивное общение помогает вызвать интерес и доверие к спикеру в самом начале. Для этого совсем необязательно встраивать в выступление «интерактив». При этом такое общение важно использовать всегда. В начале выступления задается формат взаимодействия, и если спикер смог установить контакт, аудитория с большей вероятностью откликнется на его рассуждения. Для этого сошлитесь на общий опыт, поделитесь ситуацией из жизни, проговорите мысли зала, станьте своим парнем или подключите воображение.
Задать вопрос
Аудитории комфортно, когда спикер с ней на одной волне. Если у спикера образ недосягаемого эксперта, установить контакт не получится — аудитория, скорее всего, побоится взаимодействовать. Чтобы зал чувствовал себя наравне, сошлитесь на общий опыт.
Директор по маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант сначала спрашивает, знает ли зал Стругацких, а затем делает отсылку к их произведению
Поделиться ситуацией из жизни
Аудитория любит, когда спикер начинает с истории, в которой каждый может узнать себя. Поделитесь такой из своей жизни — и вы сразу породнитесь с залом.
Костя Марков на защите проекта в Школе менеджеров «Яндекса» описывает типичную ситуацию, которая произошла с ним на улице Рубинштейна в Питере
Проговорить мысли зала
Аудитория может быть скептически настроена к спикеру или к теме выступления. Если это проигнорировать, доверия не возникнет. Чтобы преодолеть скепсис, еще при подготовке выступления честно ответьте на вопрос, что смущает аудиторию. А затем, в начале выступления, прямо проговорите эти мысли и отзовитесь на них, в идеале — с самоиронией.
Моника Левински в первом за 20 лет выступлении на публике сама проговаривает все, что зал думает о скандале с Биллом Клинтоном
Стать своим парнем
Аудитория начинает доверять спикеру, если видит, что он такой же. Значит, спикер понимает, чем живет зал. Чтобы стать своим, укажите на схожесть с аудиторией.
Максим Ильяхов выступал перед дизайнерами и нашел, в чем он такой же
Подключить воображение
Аудитория любит картинки не только на слайдах. Ей также интересно представлять их. Предложите залу что-то представить и максимально образно это опишите.
Блогер Леонид Пашковский в начале выступления о путешествиях рисует яркие картинки из Индии, Пакистана и Ямайки. Есть и слайды, но на словах все ярче

Не забыть о привязке к теме

Главное в общении с залом — привязка к теме выступления. Неважно, насколько активно вы планируете взаимодействовать с аудиторией. Зал всегда должен понимать, что это взаимодействие оправдано и поможет лучше разобраться в сути вашего выступления.
Пересмотрите примеры в статье — привязка к теме есть в каждом.

Еще раз самое важное

  1. Общение с залом — это инструмент для поддержания внимания.
  2. Общение бывает активным и пассивным.
  3. Активное взаимодействие с аудиторией помогает разогнать скуку. Если зал заскучал, переключите канал восприятия или смените деятельность.
  4. Для вовлечения аудитории больше подходит пассивное общение.
  5. Чтобы сразу наладить общение, сошлитесь на общий опыт, поделитесь ситуацией из жизни, проговорите мысли зала, станьте своим парнем или подключите воображение.
  6. Не забывайте привязывать общение к теме выступления.
  7. Попробуйте один прием из этой статьи.

Подписывайтесь на нас в телеграм, там больше живого контента

Как сделать одно из самых запоминающихся выступлений на курсе: история Олега Мазунина

7 советов от topcareer


Разберем, как сделать выступление продающим, но не навязчивым, без уловок и манипуляций.